Нужно ли прогревать двигатель автомобиля?
21.05.2021
Вопрос, нужно ли прогревать двигатель, вызывает немало споров в среде автолюбителей. Некоторые водители считают, что это пустая трата топлива, а некоторые автомобилисты уверены, что без прогрева выезжать вовсе нельзя. В некоторых странах прогрев не разрешается даже в зимой (например в Германии, где это считается неэкологичным), однако в нашей стране таких запретов нет, поэтому каждый выбирает сам для себя. Выясним, нужен ли прогрев мотора, есть ли у него преимущества, и как это правильно делать.
Нужен ли прогрев?
Абсолютно правильный и строго индивидуальный ответ на этот вопрос можно дать, лишь зная следующие исходные данные:
- Какой двигатель у вашего автомобиля – бензиновый или дизельный;
- Какой тип впрыска используется – карбюратор, моноинжектор или распределенный впрыск;
- Атмосферный или турбированный двигатель установлен на вашем авто.
Чтобы ответить на вопрос, надо ли прогревать дизель, важно также знать, какая система подачи топлива используется – обычная или Common rail.
В целом, прогрев все-таки рекомендуется применять для бензиновых двигателей. Высокие обороты и большая нагрузка для холодного двигателя чрезвычайно вредны, и могут нанести непоправимый вред. В результате прогрева масло разогревается и “разгоняется” по каналам и фильтру. Масло на холоде густеет, поэтому движение его по каналам затруднено.
В случае с дизелем ситуация несколько иная. Благодаря эффекту самосмазывания топлива, такие двигатели менее требовательны к прогреву. Однако дизель по определению плохо функционирует на высоких оборотах, и резкий старт в таком режиме без прогрева может быть для него губителен. Поэтому прогрев при низких температурах как минимум не повредит.
Нужно ли прогревать автомобили с АКПП?
В некоторых случаях прогрева требует и автоматическая коробка передач, которая по сложности устройства и дороговизне ремонта – далеко не последний агрегат в автомобиле. Ей нужно начать движение на низкой скорости и передаче (об этом она позаботится сама) и двигаться первые несколько минут (примерно 1-2 минуты на каждые -10 градусов, т.е. при -15 градусах – 3 минуты) медленно и плавно. Переходить в обычный режим движения можно лишь убедившись, что коробка "проснулась" и вышла на рабочий режим. По расстоянию это - примерно 500-1500 м, в зависимости от погоды.
Сколько нужно прогревать двигатель?
Еще один распространенный вопрос – сколько нужно прогревать дизель и бензин. Здесь также все индивидуально. Можно привести лишь усредненные значения и рекомендации, которые могут применяться к обоим типам двигателей:
- от 0 до -5...-7 градусов – легкий прогрев 1-2 минуты, потом плавное начало движения;
- от -7...-10 до -15...-20 градусов – 3-5 минут прогрева, потом – плавное начало движения;
- Ниже -20 градусов– не менее 5-7 минут.
Если же на улице температура выше 0 градусов, необходимость прогрева топлива отсутствует. Поэтому прогрев летом – пустая трата горючего.
Как правильно прогревать двигатель?
Прогрев двигателя – дело нехитрое. Вам нужно просто запустить мотор и какое-то время перед началом поездки подождать, пока он работает на холостом ходу. Например, потратить это время на очистку авто от снега.
Перед тем как прогревать машину, рекомендуется выключить все потребители тепла. В том числе систему отопления салона и обогрев стекла. Это позволит ускорить процедуру, поскольку любая система отопления забирает необходимое ей тепло из системы охлаждения двигателя. Подождите немного, пока жидкость будет циркулировать по малому кругу (без печки), и мотор будет греться быстрее. Чем более форсирован мотор (чем выше удельная, с 1 л, мощность, выше давление турбонаддува), тем больше времени ему потребуется на нормальный прогрев и выход на рабочий режим в холодную погоду без вреда для него.
Можно ли ехать без прогрева?
Безусловно, и некоторые водители так делают. Однако здесь важно учесть нюанс с оборотами. Рекомендации здесь следующие:
- В начале поездки двигайтесь на низких оборотах, не превышая отметку в 1500 об/мин;
- Чем холоднее погода, тем дольше нужно двигаться в таком режиме. При небольшом “минусе”, достаточно 2-3 минут, если мороз сильный – не менее 5 минут.
Таким образом, вы фактически прогреваете автомобиль на ходу. В таком режиме двигатель успевает разогреть масло и наладить его нормальную циркуляцию, после чего можно давать повышенные обороты.
Когда прогрев “на ходу” запрещен?
Использовать прогрев на ходу категорически запрещено для автомобилей с турбированными двигателями. Турбина запускается при определенной частоте вращения коленвала. Двигаясь на низких оборотах, вы не запускаете турбину. Соответственно, двигатель не охлаждается. Это приводит к перегреву и “короблению” ГБЦ, а значит, к дорогостоящему ремонту.
Можно ли прогреть двигатель без запуска?
Современные производители авто выпускают решения для прогрева двигателя без фактического запуска. Например, это могут быть предпусковые обогреватели Вебасто и Эбершпехер. Такие устройства требуют определенного количества топлива (200-300 грамм) для работы, но при этом потребление все равно ниже, чем при прогреве с пуском.
Также есть устройства электрического прогрева. Они работают от обычной розетки. Неудобство в необходимости тянуть и затем убирать обратно провод не так уж велико. Зато вы сразу получаете теплый двигатель с утра и моментальный прогрев салона от него. Такое решение снижает износ двигателя.
Таким образом, каждый выбирает для себя более предпочтительный метод – стандартный прогрев перед поездкой, на ходу или с помощью специализированных средств. Тем не менее, прогревать мотор в холодную погоду все-таки рекомендуется. Если вы этого не делаете – на протяжении первых минут нужно эксплуатировать авто в щадящем режиме, чтобы небольшая экономия топлива не стала причиной дорогостоящего ремонта.